Мнение
Романа Гуревича
О предвыборной пропаганде и правительстве без харедим
Мы разделим опрос на "не политическую"
часть, где сетевая активность респондентов различных партий значения не имела,
и на часть "политизированную".
Что касается «не политической» части, то можно
отметить «успех» пропагандистского шедевра партии ШАС с русской невестой: почти 33% респондентов указали, что из всего увиденного им более всего
запомнился именно этот ролик. При этом свыше 73% респондентов подчеркнули, что
они считают подобную предвыборную агитацию совершенно недопустимой.
83% ответивших на вопросы заявили,
что предвыборная агитация и пропаганда никак на них не влияют. Зато на почти на 17% респондентов предвыборная агитация либо влияет,
либо респонденты затруднились с однозначным ответом на этот вопрос. Если
учесть, что на сегодняшний день с выбором за кого голосовать не определились
около 25% избирателей, то 17 % потенциально интересующихся влиянием
предвыборной пропаганды - весьма значительный показатель, за который партиям
стоит бороться.
В целом эффективность влияния на избирателей
предвыборных роликов снижается с каждым годом. То ли люди становятся циничнее,
то ли просто меньше верят предвыборным платформам и обещаниям политиков. Тем не
менее, влияние предвыборных роликов, трансляция которых началась около недели
назад, вне всякого сомнения, есть. Поскольку эфирное время для трансляции
предвыборной пропаганды предоставляется в зависимости от количества депутатов в
партии, то предвыборные ролики маленьких партий имеют мало шансов повлиять на
избирателя. Зато крупные партии получают достаточно времени теле-
и радио эфира для того, чтобы в определенной степени «промыть мозги»
сомневающимся.
Определенное воздействие такое массированное
воздействие на «плавающие» голоса иметь, вполне вероятно, будет. И для блока
Ликуд-НДИ это может принести дополнительно желаемые мандат-два, а партии Кадима
позволит, быть может, перевалить с трудом через электоральный барьер (это
партии, имеющие сегодня максимальное количество эфирного времени на
предвыборную агитацию).
Отметим, что 23% респондентов наиболее эффективной
кажется предвыборная реклама блока Ликуд-НДИ, и показатель этот более, чем в
два раза выше, чем у партии, занявшей по данному параметру вторую позицию –
Еврейский дом с 9.6%. Интересно, что в тоже время слабой рекламу блока
Ликуд-НДИ посчитали 27% респондентов.
Кампании светских партий обращаются к разуму, взывают к
логике избирателя. В то время, как ролики религиозных партий обращаются
к эмоциям. Однажды когда мы делали выборы в Иерусалиме для
светского кандидата, я решил прогуляться по самому ульраортодоксальному
кварталу столицы, чтобы лучше понять, - как работают против нас на местах...
Надо сказать, что при выходе из Меа-Шеарим эмоции перехлестывали: масса
наглядной агитации, обращающейся к их чувствам и эмоциям. Посмотришь на эти
плакаты, и понимаешь: надо в день выборов бежать спасать свой дом, свою семью,
а то – «сожгут враги родную хату»...Действует, - безотказно, должен
сказать...
Возвращаясь к скандальному ролику ШАС. Создатели
ролика обращаются к чувствам своих избирателей. Ведь когда в партийном доме у
ШАСа нелады, то всегда удобно найти «внешнего врага», третью сторону, на
которую можно обратить общий, сплачивающий гнев...В ШАС идет жесткая
борьба за власть, поэтому, чтобы отвлечься и сплотиться, самое время
напомнить своим избирателям об «общем враге». Обращаясь именно к эмоциям, а не
к разуму. Потому, что с точки зрения простой человеческой логики про
предвыборный ролик ШАС с невестой кроме мата сказать особенно и нечего.
Но вопрос в том, какую именно цель ставили перед собой
создатели этого ролика, к какой целевой аудитории обращались. Думаю, - они
вполне достигли желаемого эффекта в основной массе своих избирателей.
А на наше возмущение, гневные реакции политиков, на
протесты в Центральную избирательную комиссию, - им как-то вполне положить свой
избирательный бюллетень
Русскоязычные светские израильтяне - не их избиратель.
А их избирателей, в основном, думаю, весь этот скандал лишь радует и
сплачивает...
Такое вот малоприятное использование эмоционального
воздействия.
В политической части опроса,
относящегося к рейтингу различных партий, снова подчеркну важность выявления
тенденций, а не цифр. Сетевая активность той или иной мелкой партии может
повлиять на результаты опроса и порадовать суетящихся в социальных сетях
активистов, но – не более того, поскольку никакого отношения к реальному
положению дел не имеет.
Если сравнить этот опрос с
проводившимися ранее на сайте, то цифры похожи: поддержка блока
"Ликуд-НДИ" в опросе,
проведенном в начале декабря, в предновогоднем и в нынешнем опросе вполне стабильна
(немногим менее 50%). Также заметна поддержка "русскими" таких
партий, как "Байт Иегуди", "Еш Атид", "Оцма
ле-Исраэль". Судя по последнему опросу, после неудачной попытки объединить
"левый центр" немного снизилась поддержка партии "А-Тнуа"
Ципи Ливни. Поддержка "Аводы" со стороны "русских"
минимальна: менее 2%.
Интересна наметившаяся, судя по опросу, тенденция:
выросло число респондентов, верящих в то, что Нетаниягу сформирует следующее
правительство без харедим, - таких респондентов было две недели назад менее
21%, а стало более 25%.
Повторю прогноз, который я сделал около двух
недель назад, на фоне падения рейтинга блока Ликуд-НДИ, когда писал о том, что
явление это временное, и в итоге объединенный правый блок получит 38-40
мандатов. Тенденция, наметившаяся в последние дни, показывает, что уже сейчас
рейтинг Ликуд-НДИ от 33-34 мандатов две недели назад, подрос по различным
общеизраильским опросам до 33-38. И эта тенденция будет лишь крепнуть.
Комментариев нет:
Отправить комментарий