суббота, 15 декабря 2012 г.

Выпуск 6. 16 декабря 2012. Мнение Сергея Фунштейна

Сергей Фунштейн, аналитик, проект "Рулогия", Израиль 

Про опросы есть вопросы

Суть предвыборных кампаний побудить избирателей проголосовать за ту или иную политическую партию или кандидата.
Предвыборный период отличается особой информационной атмосферой, которая политизирует  людей, в обычное время спокойно относящихся или даже безразличных к политическим темам.
Исследования американского центра SCNARC (Social Cognitive Networks Academic Research Center) показали, что если число сторонников некой точки зрения ниже десяти процентов, то нет никакого прогресса в распространении этой позиции. Но как только это число сторонников превышает десять процентов, идея распространяется подобно пламени.
Подобное вовлечение происходят в предвыборный период. СМИ и социальные сети используют все возможности вертикальных и горизонтальных коммуникации, чтобы погрузить потенциальных избирателей в политизированное информационное пространство. Для этого привлекаются различные по степени ангажированности средства: от прямой политической рекламы до претендующих на объективность и независимость опросов общественного мнения. Любые опросы, это попытка заглянуть в будущее. У опросов есть два слабых момента.
Первое – это репрезентативность. Собрать репрезентативную группу респондентов, адекватно отражающих все общество очень сложно. За примерами далеко ходить не надо. Сравним данные разных опросов, проведенных в один период, и увидим такой разбег в результатах, который напоминает голосование на Евровидении и т.п.
Второй момент связан с тем, что опросы отражают расклад сил на данный момент.  Динамика неустойчивых голосов приводит к тому, что результаты опросов справедливы только на очень короткий период.
Постоянные опросы являются эффективным средством привлечения внимания к теме выборов, а так же к самим СМИ, которые их публикуют. И это легитимно.
С другой стороны опросы манипулируют избирателями. Благодаря опросам избиратели узнают о партиях и кандидатах, на которых в другой ситуации они бы не обратили внимание.
Когда мы видим результаты опроса, согласно которым, например, созданная неделю назад партия «Исраэлим под руководством Давида Кона» получает два мандата, это привлекает внимание. При этом неискушенные избиратели могут не понимать, что если в опросе участвовало 800 потенциальных израильских избирателей, то доля русскоязычных респондентов будет составлять 15%.  То есть фактически выборка русскоязычных участников опроса не превысит 115 человек, так как новая секторальная партия для других групп населения не актуальна. Статистическая ошибка при величине выборки в 115 человек составляет более 9%, что выглядит очень несерьезно.
Для желающих поупражняться в оценке достоверности опросов предлагаю ссылку на Калькулятор расчета ошибки и размера выборки - http://www.fdfgroup.ru/?id=189

Комментариев нет:

Отправить комментарий